Микширование звука в Cubian. Микширование звука Микширование звука

Описание

Сведение - не чисто технический процесс соединения различных треков в единое целое, это скорее творческая деятельность, от которой зависят особенности звучания результата. Процесс сведения музыки довольно трудоёмок, ведь необходимо учитывать следующие аспекты:

  • баланс громкости различных треков;
  • панорама - расположение и смешивание между собой каждого записанного инструмента, создание соответствующей акустической среды;
  • динамика - создание композиции музыкальной звукозаписи, форма подачи; выдерживаются вступление, развитие, кульминация и спад;
  • прозрачность - сведение треков, чтобы каждый инструмент записи был различим и читался, не заглушая другие инструменты;
  • плотность - отвечает за насыщенность звука;
  • разнообразные звуковые эффекты

Микширование

Микширование (англ. mixing, факт.син. смешение ) - стадия технологического процесса в звукозаписи , заключающаяся в наложении всех записанных дорожек и партий, смешении их звука, синхронизации времени проигрывания. С микшированием обычно совмещается финишная обработка записи (установка громкостей партий, наложение специальных и шумовых эффектов).

См. также

Ссылки

  • О Сведении говорят известные звукорежиссёры (интервью)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Микширование" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 наложение звуковых сигналов (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    I ср. Взаимодополнение, сложение нескольких сигналов в системах звукозаписи или звуковещания. II ср. Искусственное снижение эффекта от какого либо события, уменьшение нежелательного резонанса. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Регулирование уровня звука оператором при звукозаписи или трансляции муз. передачи по радио для того, чтобы подчеокнуть, выделить звучание отдельного инструмента (исполнителя) или группы инструмен тов. Новый словарь иностранных слов. by EdwART … Словарь иностранных слов русского языка

    микширование - микш ирование, я … Русский орфографический словарь

    Микширование - – регулирование уровня громкости, смещение звука при звукозаписи или трансляции речи и музыки по радио. Используется для выделения звучания одного инструмента (исполнителя), для постепенного введения или выведения звука … Энциклопедический словарь СМИ

    микширование - см. микшировать; я; ср … Словарь многих выражений

    микширование по перекрестной схеме - Метод постепенной замены одного аудиоили видеосигнала на другой. Микширование основано на плавном снижении интенсивности исходного (заменяемого) сигнала и постепенном увеличении интенсивности заменяющего. [Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные… … Справочник технического переводчика

    Логан Мейдер Logan Mader Дата рождения 16 ноября 1970(1970 11 16) (41 год) Место рождения Монреаль, Канада Годы активности … Википедия

    Бирч, Мартин Содержание 1 Музыкальная карьера 2 Избранная дискография … Википедия

    Мартин Бёрч Martin Birch … Википедия

Книги

  • , Здзиарски Джонатан , Книга посвящена разработке мобильных приложений и игр для iPhone и iPod Touch с использованием SDK Apple. Описаны основные этапы процесса разработки, язык Objective-C, а также все основные… Категория: Программы и утилиты для цифровых устройств Серия: Бестселлеры O`Reilly Издатель: BHV ,
  • iPhone SDK. Разработка приложений , Здзиарски Дж. , Книга посвящена разработке мобильных приложений и игр для iPhone и iPod Touch с использованием SDK Apple. Описаны основные этапы процесса разработки, язык Objective-C, а также все основные… Категория:

Звук в фильме играет важную роль для улучшения общих ощущений с помощью добавления напряжения в местах, где его нет, заставляя аудиторию поверить в эту реальность и обеспечивая непрерывность, чтобы смена кадров была мягче. В идеале, вам необходим микшер звука, но с небольшими знаниями и большим количеством работы, редактор может выполнить неплохое и не дорогое микширование.

Шаги

Часть 1

Настройка вашей системы для хорошего звучания

    Соблюдайте одинаковый уровень громкости. Контролируйте звук через колонки или наушники, используя шумомер. Используйте ровный эквалайзер и держите громкость одинаковой на протяжении микширования, независимо от того сколько дорожек вы миксуете. Убедитесь, что вы отключили эквалайзер, усилитель баса, или другие улучшения звука, которые присутствуют в вашей системе контроля.

    Используйте высококачественные колонки. Постарайтесь не использовать дешевые колонки для компьютера, а вместо этого, используйте высококачественную стерео-систему и усилитель с ровным эквалайзером.

    Учитывайте, что эффект от использования наушников будет другим, по сравнению с колонками. Отсутствие окружающего звука, в сочетании с сильным стерео-полем, создает нереалистичную среду, которую тяжело передать на большие звуковые системы.

    • Чаще всего, редакторы избегают микширования исключительно с помощью наушников, но вы можете их использовать, если вы учитываете, что звук будет отличен от колонок, так как он не отражается от поверхностей. Вы услышите разницу между звуками с правой и левой стороны и можете выбрать некоторые звуки, которые вы не услышите на колонках. Вы могли бы 90% времени работать с хорошими наушниками, но в определенный момент вы должны послушать звук через колонки.
  1. Выберите хорошую программу для редактирования. Инструменты для редактирования звука, включенные в Final Cut Pro, Premier и Avid, сделают начальные эффекты, но на них нельзя полагаться в сложных проектах.

    Выберите хорошую программу для микширование звука, например, Pro Tools, Soundtrack Pro, или Cubase. Это наилучшие варианты для вас, которые включают продвинутые инструменты для очистки звука, но требующие навыков.

Часть 2

Работа с уровнями

Часть 3

Основы микширования

    Закрепите изображение. Не редактируйте видео, когда вы начали микшировать звук.

    Помните, что уровни смешиваются, поэтому, чем больше звуков вы включите во временные рамки, тем больше будут ваши уровни. Держите уровни постоянными. Это должно быть примерно -12Db, но некоторые части могут быть немного тише.

    Ваши устройства должны быть синхронизированы с вашим DSLR. С DSLR все больше и больше людей записывают звук отдельно от видео. Вы можете синхронизировать их вручную с помощью хлопушки, или используя программы Plural Eyes или Woo Wave, которые сделают это автоматически.

    • Сцена за сценой. Работайте над одной сценой в одно и то же время и прорабатывайте каждый элемент отдельно.
    • Атмосфера. Начните с упорядочивания дорожек для атмосферы. Эта процедура должна всегда соблюдаться.
    • Приоритеты. Для каждой из сцен разберитесь с тем, что важнее: диалог, специальные эффекты, музыка или звуковые эффекты, и начните микширование с этого.
    • Планирование. Во время просмотра сцены отмечайте звуки, которые вам нужно найти в библиотеке, либо записать.
    • Поэкспериментируйте. Когда вы завершили микширование, и добились постоянности и беспрерывности, подумайте над тональным качеством звука. Например, музыка и диалог могут иметь похожий тон и накладываться друг на друга.
      • Внимание: Не пытайтесь сделать стерео эффекты слишком сильными и значительно улучшать объемность звука, если только вы не опытный звуковой редактор с дорогим оборудованием. Лучше придерживаться стерео или моно. Во время микширования используйте стерео для музыки и атмосферы, но остальные звуки оставьте центральными. Если у вас разговаривают два человека друг с другом, то выставьте звук так, чтобы один говорил с одной стороны, а другой с другой, но не превышайте 50%.

Часть 4

Микширование документального фильма
  1. Подходите к документальным фильмам немного по-другому, чем к повествовательным фильмам. Документальные фильмы зависят только от звука в форме интервью и речи для описания истории. Очень редко звуки перезаписываются после съемок, поэтому вам необходимо все записать хорошо во время съемок, а уже потом доработать качество звучания. Может быть здесь будет меньше звуковых дорожек, но не недооценивайте количество времени, которое необходимо для решения проблем со звуком, благодаря природе документального фильма.

Часть 5

Креативное использование звука

    Используйте звук, чтобы обратить внимание на объект или персонажа. Вы, также, можете использовать его, чтобы показать внимание персонажа, уменьшая уровень других голосов.

Часть 6

Основы фильтрации аудио
  1. Доступные варианты для фильтрации:

    • Растворение/Затухание. Это не фильтр, но полезная вещь для добавления в конец дорожки, чтобы избежать скачков.
    • Эхо/Отражение. Вы можете использовать этот эффект, если он не получился на съемочной площадке и для создания психологического эффекта.
  2. Добавьте немного отражения к вашему саундтрэку. Узнайте продолжительность звука на съемочной площадке. Например, если вы хлопните ладонями в церкви и снаружи, звук будет продолжительнее внутри церкви. Этот фильтр используется для того, чтобы делать звуки из библиотеки звуков похожими на звуки записанными в определенном месте.

    • Эквалайзер. Воспринимайте его как контроллер громкости для отдельных частот. Он используется для увеличения или уменьшения громкости разных частот. Также, он может быть использован для выделения голоса и балансирования записи. Например, вы могли записать как кто-то играет на пианино, но в основном записались только высокие частоты. Используя эквалайзер, вы можете нарастить средние и низкие ноты. Также, он может быть использован для увеличения баса, например, когда сцена происходит снаружи клуба. Вам необходимо будет понизить высокие частоты, чтобы создать реалистичный звук.
    • Компрессия/Нормализация. Диалог может иметь разную громкость, поэтому компрессор может помочь сгладить особо громкие части, что сделает диалог более близким и интимным. Этот эффект используется особо часто в сценах с речью и диалогами шепотом. Нормалицазия более грубая, чем компрессор, и не советуется к использованию, если только уровень аудио не слишком низкий и не может быть улучшен с помощью компрессии.
    • Notch. Этот фильтр по сути является эквалайзером, который настроен, чтобы убрать специфические проблемные частоты. Вы сможете избавится от постоянных звуков таких, как звук холодильника, камеры, гула.
  3. Используйте настройку "High pass" для вашего звука в фильме. Это поможет вам убрать звуки такие, как гул, ненужные шаги, дорожное движение и ветер. Установите его примерно на 80Hz.

    • Expander/noise gate. Этот фильтр смягчает шум ниже определенного уровня, чтобы убрать некоторые фоновые звуки.
    • Шумоподавление. Этот фильтр доступен в Soundtrack Pro и работает, когда вы выбираете тихую часть вашей дорожки с ненужным шипением или фоновым звуком, потом он работает со всей дорожкой. Этот фильтр может произвести разные результаты.
    • Keyframes. Keyframes – это еще один способ сделать звук постоянным во время всего клипа.
    • Примечание: Считается, что нужно послушать звук на разных устройствах перед окончанием работы над фильмом, чтобы исправить проблемы, если они существуют.

Микширование является одним из наиболее важных функциональных процессов, которым каждый звукорежиссер занимается большую часть своей профессиональной деятельности. Первичной информации о том, что "сдвинь фейдер вверх - будет звучать громче" - явно недостаточно для того, чтобы успешно реализовывать все, даже самые простые художественные задачи, поставленные режиссером - постановщиком или звукорежиссером самому себе.

Только серьезный практический опыт дает психологическое ощущение "слитного" существования с пультом перезаписи, с каждым его органом

управления и прежде всего - со множеством фейдеров - микшеров. Безусловно, это дано не каждому, кто оказывается за таким пультом, но точно также не каждый человек, "прослушавший курс лекций", станет профессионалом в изучаемом предмете.

Талант или есть, или его нет. Множество людей играет на музыкальных инструментах, но только "отмеченные" талантом делают это высокохудожественно, как бы воссоединяясь со своим инструментом.

Фактически, микшерские пульты и является теми или иными музыкальными "инструментами", в зависимости от своего технологического назначения: пульты для синхронных съемок, для речевого и шумового озвучивания, для работы в "комнате звукорежиссера", на записи музыки или при перезаписи.

Процесс микширования имеет не только свое "генеральное" художественное назначение, но и различные способы реализации.

В чем собственно заключается идея микширования? Регулирование громкости - это не самоцель, а средство достижения определенного результата. При выходе звуковой информации на перезапись мы имеем некоторый набор фонограмм, который условно распределен по основным компонентам, рассмотренным нами ранее.

Анализируя подробнее каждый из этих компонентов, мы обязательно обнаружим, что отдельные составляющие каждого из этих компонентов предполагают дополнительное регулирование, в том числе - и по уровню громкости. Причем уровень громкости звучания компонента обязательно требует изменения не только в укрупненных масштабах (между эпизодами или кадрами), но и внутри каждого фрагмента и кадра. Более того, оказывается, что даже на протяжении одного предложения в тексте диалога часто требуется дополнительное регулирование громкости.

Нередко речь идет о необходимости выравнивания громкости диалога (шумов, или других звуковых компонентов) на протяжении очень коротких информационных промежутков, таких, например, как части слова!

Но какова цель “необходимого микширования”? Таких целей две:



Выравнивание избыточной неравномерности звучания исходной звуковой информации;

Отладка оптимального динамического диапазона звукового ряда для каждого конкретного звукового проекта. Об этом мы будем подробнее говорить,

рассматривая применение динамических регуляторов – компрессоров, экспандеров, лимитеров и т.п.

Вполне естественно возникает вопрос о некоторой технологии процесса микширования и его способах.

Непрерывное микширование является одним из таких технологичеких приемов, при котором процесс регулирования уровня громкости звукового сигнала происходит не дискретно, а непрерывно. Скорость движения фейдера при этом не соответствует какой - либо алгебраической или механической функции.

В принципе, все зависит от поставленной задачи. Если мы имеем, к примеру, разнородный по своему происхождению звуковой материал (например, реплики, смонтированные из синхронно записанных фрагментов, составляющие законченные смысловые предложения и фразы), то перед нами обязательно возникнет проблема определенного единообразного громкостного звучания такой "склеенной" фразы.

Не будем на данном этапе рассматривать проблемы тембрального или динамического различия звукового материала. Естественность звучания человеческого голоса в рассматриваемом примере предполагает, что отдельные слова в предложении не будут "проваливаться" или "выскакивать" по громкости при их произношении персонажем. А это означает, что мы должны предпринять некоторые процедуры для выравнивания громкости их звучания. Базовым (но не единственным!) техническим устройством для этого является регулятор уровня громкости микшерского пульта - фейдер. Такой регулятор обязательно находится в каждом звуковом канале пульта перезаписи.

Абсолютное большинство фейдеров имеет логарифмический закон регулирования, соответствующий закону восприятия громкости человеческим ухом. Из этого, однако, не следует, что само техническое устройство - регулятор - имеет конструкцию, построенную именно по этому закону. Более того, оказывается, что практически все современные регуляторы громкости (собственно фейдеры – переменные сопротивления по своей сути), имееют линейный закон регулирования. Это позволяет конструировать и производить регуляторы - переменные сопротивления (или их цифровые аналоги) с самым простым линейным приращением импеданса: на каждую единичную линейную величину движения регулятора будет приходиться равное приращение величины сопротивления этого регулятора.

Логарифмический закон регулирования при этом будет формироваться совсем в другом звене электронной цепи регулятора громкости. Если говорить об аналоговых устройствах, то это, как правило, предполагает наличие так

называемых VCA - регуляторов, т.е. усилителей, управляемых внешним регулирующим напряжением (именно фейдер регулирует это внешнее напряжение, а VCA – регулятор регулирует звук).

Закон управления при этом может быть назначен по желанию конструкторов (в рассматриваемом примере – он логарифмический). Это означает, что линейному приращению движения микшерского регулятора - фейдера будет соответствовать логарифмический закон изменения громкости звука. Аналогичное устройство весьма легко реализуется и в цифровом виде.

Итак, обсуждая случай непрерывного микширования, мы уже достаточно хорошо представляем, чем его можно реализовать. Теперь вернемся к нашему примеру: у нас имеется речевая фонограмма, записанная во время синхронной съемки и имеющая значительные громкостные перепады. А характер записанной сцены, например, требует, чтобы диалоговая информация была спокойной и равномерно - повествовательной.

Применим непрерывное микширование при перезаписи подобной информации. Сначала зададимся некоторым уровнем ее громкости, который будем считать желаемым для данного фрагмента. Именно по отношению к этой громкости мы и должны будем производить микширование всех тех частей нашей информации, которые будут громче или тише ее. Поскольку в нашем примере cобственная громкость информации меняется все время, то и микширование проводится непрерывно. Мы то увеличиваем громкость исходного сигнала в местах, где он становится тише, то наоборот, уменьшаем ее в тех местах, где исходный сигнал звучит громче, чем это нам желательно.

Надо отметить одну особенность такого способа микширования: оно проводится и в паузах между отдельными словами и предложениями, и во время их звучания также, т.е. непрерывно! Как вариант непрерывного микширования может быть представлен случай плавного нарастания общей громкости звучания ("приближение" звукового источника) или ее плавного уменьшения ("удаление" звукового источника).Естественно, что такое изменение громкости производится искусственно, с помощью фейдера.

Теперь обсудим другой пример. Допустим, что у нас имеются несколько звуковых диалоговых фрагментов, смонтированных в соответствии с их изображением в определенной последовательности.

Часть этой информации может иметь "озвученное" происхождение, а другая часть - записана синхронно во время съемок. Можно уверенно предположить, что на монтажном стыке этих двух информаций будет иметь место громкостной "скачок" (также как и в предыдущем примере, не будем пока

говорить о различиях в тембре и в динамике). Безусловно, что в таком случае потребуется дополнительное микширование. Однако вряд ли будет целесообразно применение непрерывного регулирования уровня громкости. Более вероятным будет использование скачкообразного микширования , когда в паузе перед началом более тихой информации потребуется ступенчато увеличить ее громкость, а в противном случае - точно также ее уменьшить.

Микширование "скачком" возможно не только в паузе между двумя фрагментами с разными громкостями, но и непосредственно “на звуке”, если нам, например, необходимо резко изменить звуковой план (укрупнить или, наоборот, обобщить) в точном соответствии с монтажом изображения, а фонограмма при этом используется целиком из одного плана, т.е. не имеет склейки.

Для такого регулирования необходим процесс предварительной репетиции. В случае использования автоматизированных аналоговых или цифровых пультов, процесс репетиции совмещается с процессом перепрограммирования функции автоматического регулирования громкости.

В этом случае мы получаем возможность автоматического многократного повтора всех манипуляций фейдерами, которые были проведены в данном фрагменте фильма и зафиксировались в "памяти" компьютера микшерского пульта.

Напомним, что реализовываться такая программа будет в синхронной "подвязке" к изображению по тайм-коду, а регуляторы - фейдеры могут быть как моторизованными (с принудительным механическим перемещением движков фейдеров), так и чисто электронными (VCA-типа с электронным регулированием в усилителе-регуляторе за счет подводимого управляющего напряжения, формируемого с помощью "памяти" компьютера пульта).

Из сказанного выше вовсе не следует, что при использовании моторизованных фейдеров не задействуются соответствующие им VCA-регулирующие усилители - практически ими оборудованы все пульты перезаписи. Фактическое отличие состоит только в том, перемещаются ли физически или нет ручки фейдеров в процессе работы автоматики пульта. В зависимости от конструкции того или иного пульта эти управляемые усилители могут находиться на достаточно большом удалении от собственно консоли (на десятки метров), например - в компьютерном боксе или в аппаратной студии перезаписи. Более того, в случае использования цифрового микшерского пульта мы будем иметь дело не с классическим VCA усилителем-регулятором, а с его “цифровым” эквивалентом.

Мы уже упомянули несколько ситуаций, в которых звукорежиссеру приходится заниматься микшированием звуковой информации. Очень часто такая потребность возникает из-за процедуры монтажа кинофильма, когда различные фрагменты изображения и соответствующих им фонограмм "склеиваются" в том или ином сочетании, часто непредсказуемом заранее.

Естественно, звукорежиссер во время съемок также не может предвидеть будущую окончательную "монтажность" фрагментов кинофильма, и просто старается оптимально записывать каждый из снимаемых фрагментов. Точно также часто заранее невозможно предугадать, какая часть из записанного синхронно материала будет использована при перезаписи, а какая подвергнется переозвучиванию по той или иной причине. В процессе речевого озвучивания в силу различных причин также обязательно возникают свои звуковые "неровности", иногда технического происхождения (разные студии, предоставляемые в отдельные дни, разное оборудование и т.п.), иногда связанные с различным творческим и физическим состоянием актеров или значительными перерывами в озвучивании (например, пауза в несколько недель).

Иногда бывает необходимо раскопировать какой-либо фрагмент звуковой информации, например - шумовой. После монтажа скопированного фрагмента "встык" c оригиналом весьма возможно появление скачкообразного изменения громкости общего звучания в месте "cклейки".

Поэтому задача звукорежиссера и звуковых монажеров правильно смонтировать и разместить используемый звуковой материал "подорожечно", чтобы обеспечить всем его фрагментам возможность свободного последующего микширования.

Монтажная "склейка" в одной звуковой дорожке теоретически может быть оправданной, если учтены все без исключения факторы "монтажности" двух склеиваемых "встык" фрагментов фонограмм, в том числе и их громкостное различие.

Вполне допустимой может оказаться такая склейка в случае соединения двух эпизодов, и тогда громкостной перепад будет уместен и даже желателен. С другой стороны, если этот перепад будет неточен (слишком слабый, или наоборот, слишком сильный), то у звукорежиссера на перезаписи просто не будет возможности для дополнительного микширования любым из обсуждавшихся ранее способов.

Надо учитывать и базовые принципы звукового монтажа, один из которых - фактор учета инерционности человеческого слуха. Именно поэтому реальная звуковая склейка должна быть сделана с некоторым опережением

(нередко - на 2-3 кадра) и никакая "мгновенная" реакция звукорежиссера не

сможет помочь сделать стремительный скачок в точке склейки изображения - уже будет поздно! Поэтому мы и говорим о правильном подорожечном распределении звуковой информации, имея ввиду монтажные переходы фрагментов при их воспроизведении (то есть "соседние" фрагменты размещаются на разных звуковых дорожках).

При такой организации "стыков" достаточно будет правильно установить уровни громкости для каждой из дорожек, участвующих в них (например, во время репетиции), и звуковая "склейка" пройдет без каких-либо проблем. Если вы имеете поддержку пультовой автоматики (хотя бы автомикширование), то такая процедура еще более упростится, ибо уровни громкости при повторном воспроизведении для каждой из дорожек будут устанавливаться автоматически, с синхронной "привязкой" по тайм-коду.

Еще раз напомним, что микширование является одним из важнейших процессов при звукозаписи, и мы неоднократно будем ссылаться на него в дальнейшем, рассматривая возможные конкретные ситуации в последующих разделах.

2. Частотная коррекция и регулирование тембров .

В предыдущем разделе мы не раз говорили о фактической "неровности" звукового материала и о возможных причинах таковой. При этом предполагалось, что имеются некоторые "опорные" критерии, которые мы стараемся выдерживать при записи и перезаписи фонограмм. Так, говоря о регулировании уровней громкости звуковых сигналов, мы руководствуемся понятиями "громко" и "тихо", понятием "средняя громкость фонограммы" и т.п.

По аналогии со сказанным выше, в звукорежиссуре рассматриваются понятия"тембральное соответствие " и "тембральная неравномерность ". Если для управления уровнями громкости применяются приемы микширования , то при регулировании тембров используется частотные коррекции .

Начиная разговор о "тембральном соответствии" звуковой информации, авторы кино- или видеофильма задают себе некоторые условные критерии желаемой “тембральной” окраски записываемой звуковой информации.

С одной стороны речь при этом может идти о формальном реалистическом соответствии звучания речи, шумов, музыки и т.д. Однако возможен и обратный вариант, когда звуковое решение фильма или его отдельных эпизодов должно быть построено на сознательном уходе от реального

тембрального звучания его компонентов. Поэтому мы говорим о "тембральном

соответствии" согласно конкретно принятому решению.

Случай с реалистическим вариантом звучания внешне выглядит проще других. Казалось бы, старайся все записывать "натурально", и результат получится чуть ли не автоматически. К сожалению, в звукозаписи автоматически можно получить только "брак" фонограммы. Все остальное - это результат очень кропотливого труда и постоянного накопления профессионального опыта методом "проб и ошибок".

Итак, о тембральном соответствии натуральному звучанию. Практически в любом современном кинофильме звуковой материал состоит из двух частей: части, записанной в студийных условиях и другой части, записанной в условиях киносъемок (т.е. вне студии).

К первой части относятся обычно все музыкальные записи, озвученная часть речевого материала, синхронные шумы и специальные звуковые эффекты. Ко второй части относится звуковой материал, записанный синхронно во время киносъемок (реплики и игровые шумы), а также фоновые шумы и паузы.

Таким образом, именно вторая часть звуковой информации по своему происхождению может считаться "натуральной". Однако условия ее записи очень часто не позволяют получить абсолютной достоверности натурального звучания. Даже при записи игровых шумов и пауз звукорежиссеру часто приходится иметь дело с некоторым "суррогатом". Например, не реальные, а так называемые "съемочные" танки, автомобили, и даже самолеты, часто имеют неестественное звучание.

Натурная пауза в поле может содержать некоторую "дозу" далеких индустриальных фонов. Стоит ли говорить об акустических и тембральных дефектах речевой записи на съемочной площадке, проводимой с помощью петличных и остронаправленных монофоничеcких микрофонов, главное достоинство которых - высокая “осевая” звуковая чувствительность по отношению к актерам, но никак не по отношению к внешней акустике. Регулярная подвижность объектов звукозаписи также не способствует поддержанию постоянной осевой направленности микрофонов на источники звука.

Выше мы уже упоминали о типах применяемых микрофонов для записи во время киносъемок. Все они имеют конкретные конструкции и технические характеристики, но нет микрофонов, точно повторяющих слуховой аппарат человека и особенности восприятия им звуковой информации. Поэтому мы можем говорить лишь только о большей или меньшей достоверности и

естественности звучания фонограммы.

Главным техническим устройством, позволяющим проводить тембральные коррекции и "натурализовать" звучание отдельных звуковых компонентов и результатов их суммирования, является частотный корректор (ранее весьма метко называвшийся "компенсатором").

Примером конструкции такого профессионального устройства является параметрический эквалайзер SL 542 (см. стр. 92), подробная информация о котором представлена в Учебном пособии по пульту Solid State Logic. Его способность одновременного независимого полосового регулирования в нескольких зонах частотного спектра предоставляет большие творческие и технические возможности звукорежиссерам именно в процессе перезаписи. Самые современные пульты перезаписи, в том числе и цифровые, обеспечивают до 6-ти частотных полос с независимым регулированием.

Говоря об этих пультах, также следует упомянуть о возможности полной автоматической поддержки всех работ по тембральной коррекции, означающей полное "запоминание" связанных с ней манипуляций в синхронной "привязке" к изображению по тайм-коду. Это означает возможность многократного автоматического повторения всех этих действий при необходимости, а также любые дополнительные редакции тембральной коррекции. Подробнее о самом процессе манипулирования с частотными корректорами будет рассказано ниже.

Вторым основным случаем, когда необходимо использование частотной коррекции, мы уже назвали проблему так называемой "тембральной неравномерности". Из самого названия следует, что в случаях неодинакового звучания одних и тех же источников звуковой информации может возникнуть потребность подкорректировать их тембры (например, актер N, озвучивший самого себя в нескольких эпизодах кинофильма после окончания киносъемок). Ясно, что речь в данном случае идет о тембральной “неодинаковости” при прочих равных условиях (одинаковый звуковой план, громкость, актерское состояние и т.д.). Процедура такого регулирования ничем принципиально не отличается от описанной выше.

Другими возможностями, которые реализуются с помощью тембральной коррекции, являются организация благозвучного звучания (консонанса) и неблагозвучного звучания (диссонанса), а также раскладка звуковых компонентов по спектру.

Организация «консонирующего» звучания - это решение чисто драматургической задачи, выходящей за пределы понятия формальной реалистичности. Искусственный подбор благозвучных тембров для отдельных

компонентов создает у зрителя, среди прочего, ощущение психологического

комфорта и покоя.

Контрастное звуковое противоречие, вызывающее прямо противоположные ощущения (диссонанс ), точно также в определенной степени может быть сформировано с помощью тембральной коррекции.

Следует оговориться, что чисто техническое средство (частотный корректор) ни в коем случае не является панацеей для решения множественных и разнообразных творческих задач. Никакое подобное устройство не заменит процедуру авторского формирования многокомпонентного звукового ряда, в каждом эпизоде и кадре точно соответствующего поставленной задаче. Другое дело, что различные виды профессиональных технических устройств являются серьезной инструментальной поддержкой, способствующей реализации тех или иных творческих решений.

Очень серъезная задача по спектральной раскладке звуковых компонентов, также реализуется с помощью регуляторов тембральной коррекции.

В большинстве случаев, планируя звуковой ряд по каждому эпизоду кинофильма, его авторы предполагают использование тех или иных реплик, музыки и шумов. Естественно, встает вопрос об их совместном звучании в контексте конкретных творческих решений. Рассматривая в первом разделе вопрос об особенностях физиологии человеческого слуха, мы достаточно подробно говорили о специфике тембральных особенностей звуковых компонентов - реплик, музыки, шумов. Для обеспечения собственной разборчивости конкретных используемых компонентов также очень активно используется тембральная коррекция.

Используя основные формантные зоны мужских и женских голосов, симфонической или иной музыки, отобранных шумов и т.п., звукорежиссеры организуют их взаимное сочетание (в том числе - консонирующее или диссонирующее) и требуемую избирательную разборчивость. Этот процесс является очень ответственным, и требует серьезных профессиональных познаний.

Основные принципы реализации спектральной раскладки рассмотрены нами в разделах “Разборчивость”, “Компоненты звукового ряда” и “Отбор и суммирование компонентов звукового ряда”.

Микширование звука

Изменение громкости звуковых клипов и звуковых дорожек

В данном проекте смикшируем музыкальное сопровождение и звуки шума автомобиля и вертолета. Для этого необходимо немного убавить громкость воспроизведения музыки на этих участках последовательности.

1. Разверните дорожку Audio 2 (Звук 2) так, чтобы видеть амплитудно-частотный график клипа Sound.wav. Для этого следует щелкнуть кнопкой мыши на треугольнике в области заголовка дорожки (рис. 7.4).

Рис. 7.4. Дорожка Audio 2 (Звук 2) развернута

2. Увеличьте масштаб отображения окна Timeline (Окно монтажа), чтобы работать было удобнее.

3. Прокрутите проект в окне Timeline (Окно монтажа) так, чтобы видеть клип Clip04.avi.

Обратите внимание на желтую линию, проходящую горизонтально посередине дорожки Audio 2 (Звук 2). Это линия громкости . В данный момент она прямая, что говорит о том, что громкость расположенного на дорожке клипа неизменна. Создадим ключевые кадры изменения уровня громкости и изменим направление линии громкости в этих точках.

1. Установите курсор текущей позиции редактирования на начало клипа с именем Clip04.avi.

2. Нажмите кнопку Add/Remove Keyframe (Добавить/удалить ключевой кадр). В точке пересечения курсора текущей позиции редактирования с линией громкости дорожки Audio 2 (Звук 2) появится ключевой кадр (круглая точка) (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Ключевой кадр на звуковой дорожке

3. Установите курсор текущей позиции редактирования на 20–25 кадров правее.

4. Щелкните на кнопке Add/Remove Keyframe (Добавить/удалить ключевой кадр). На линии громкости появится второй ключевой кадр в позиции, указанной курсором текущей позиции редактирования.

Уменьшим громкость музыки между двумя созданными ключевыми кадрами.

1. Установите курсор текущей позиции редактирования на второй (правый) ключевой кадр линии громкости.

2. Нажав и удерживая кнопку мыши, перетащите ключевой кадр чуть ниже. Во всплывающей подсказке рядом с указателем мыши появится сообщение о временной позиции ключевого кадра и уровне громкости в децибелах (dB).

3. Перетаскивая ключевой кадр по вертикали, установите значение громкости, равное примерно –8 dB (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Уменьшение уровня громкости во втором ключевом кадре

Изменилась траектория линии громкости – между первым и вторым ключевым кадром линия спускается ниже, а после второго ключевого кадра остается горизонтальной, но ниже первоначального уровня. Этот график расшифровывается следующим образом. Сначала музыкальное сопровождение фильма воспроизводится с номинальной громкостью (со средней громкостью, установленной программой по умолчанию). Уровень номинальной громкости в программе Premiere Pro равняется 0 dB. После первого ключевого кадра происходит плавное уменьшение громкости, которое длится до второго. После второго ключевого кадра громкость остается неизменной (линия громкости параллельна горизонтальной оси звуковой дорожки), но ниже номинальной (находится ниже центра звуковой дорожки).

После окончания клипа Clip04.avi следует вернуть громкость звука к номинальному значению, то есть сделать громкость такой, какой она была до первого ключевого кадра. Для этого понадобится создать еще два ключевых кадра на линии громкости в позиции окончания клипа Clip04.avi.

1. Создайте ключевой кадр на линии громкости аудиодорожки Audio 2 (Звук 2) на 20–25 кадров левее клипа Clip04.avi.

2. Теперь создайте ключевой кадр на линии громкости дорожки Audio 2 (Звук 2) в позиции, соответствующей окончанию клипа Clip04.avi.

3. Нажав и удерживая кнопку мыши на четвертом ключевом кадре (считая слева), перетащите ключевой кадр вверх так, чтобы уровень громкости во всплывающей подсказке соответствовал 0.00 dB (рис. 7.7).

Рис. 7.7. В четвертом ключевом кадре уровень громкости возвращен к исходному

Теперь график громкости выглядит следующим образом. После начала клипа Clip04.avi громкость звука плавно уменьшается. Через 20–25 секунд (это зависит от расстояния между первым и вторым ключевыми кадрами громкости вашей последовательности) уровень громкости остается неизменным до третьего ключевого кадра, однако громкость на этом участке ниже номинальной. После третьего ключевого кадра график громкости растет вверх. Это означает, что уровень громкости плавно увеличивается. В четвертом ключевом кадре уровень громкости достигает номинального значения и остается неизменным до конца последовательности.

Воспроизведите эту часть последовательности. Вы убедитесь, что на участке с шумом двигателя автомобиля громкость музыки снижается.

При прослушивании фрагмента последовательности, над которым вы сейчас работали, обратите внимание, что звук мотора в конце клипа Clip04.avi резко обрывается. Это звучит неестественно. Плавно уберем громкость окончания звукового сопровождения клипа Clip04.avi. Это можно сделать, создав и переместив ключевые кадры на линии громкости на дорожке Audio 1 (Звук 1) в конце клипа. Однако рассмотрим другие способы, которыми программа Premiere Pro позволяет микшировать звуки.

1. Выделите клип Clip04.avi. Если ранее вы разъединили звук и видео этого клипа, выделите звуковую составляющую клипа.

2. Установите курсор текущей позиции редактирования на 20–25 кадров левее окончания клипа Clip04.avi. Положение курсора текущей позиции редактирования должно примерно совпадать с третьим ключевым кадром на дорожке Audio 2 (Звук 2).

3. Перейдите на вкладку Effect Controls (Управление эффектом).

4. Раскройте группу эффекта Volume (Громкость) на вкладке Effect Controls (Управление эффектом). Обратите внимание, что кнопка Toggle Animation (Включить анимацию) параметра Level (Уровень) находится в нажатом положении, что позволяет сразу приступить к созданию ключевых кадров.

5. Нажмите кнопку Add/Remove Keyframe (Добавить/удалить ключевой кадр), расположенную в правой части группы параметра Level (Уровень) на вкладке Effect Controls (Управление эффектом). На монтажном столе вкладки Effect Controls (Управление эффектом) появится ромбовидный ключевой кадр. Ключевой кадр также появится и на линии громкости дорожки Audio 1 (Звук 1) в точке пересечения с курсором текущей позиции редактирования.

6. Переместите курсор текущей позиции редактирования на окончание клипа Clip04.avi.

7. Раскройте группу Level (Уровень) на вкладке Effect Controls (Управление эффектом), щелкнув на треугольнике слева от названия группы, чтобы отобразить ползунок уровня громкости.

8. Переместите ползунок уровня громкости в крайнюю левую позицию. Эта позиция соответствует минимальному уровню громкости, при котором звук уже не слышен.

На монтажном столе вкладки Effect Controls (Управление эффектом) появился график изменения уровня громкости. Между двумя ключевыми кадрами (второй был создан автоматически при изменении положения ползунка уровня громкости) линия графика идет вниз, что означает, что уровень громкости на этом участке снижается. Ко второму ключевому кадру уровень громкости становится минимальным (рис. 7.8).

Рис. 7.8. График громкости клипа Clip04.avi

Посмотрите на звуковую составляющую клипа Clip04.avi в окне Timeline (Окно монтажа). На линии громкости этого клипа также были созданы ключевые кадры, а траектория линии громкости между этими точками изменена (рис. 7.9).

Рис. 7.9. Ключевые кадры клипа Clip04.avi

Воспроизведите часть последовательности, чтобы прослушать окончание клипа Clip04.avi. Незадолго до окончания клипа громкость звука мотора автомобиля плавно уменьшилась. Это произошло одновременно с плавным увеличением громкости музыкального сопровождения. Таким образом, вы мягко смикшировали два одновременно воспроизводимых звуковых клипа.

К звуковому сопровождению клипа Clip04.avi вернемся позже. Сейчас же смикшируем музыкальное сопровождение фильма со звуковым сопровождением клипа Clip12.avi. Сначала необходимо уменьшить громкость музыкального сопровождения на участке последовательности, занимаемом клипом Clip12.avi.

1. Прокрутите последовательность в окне Timeline (Окно монтажа) так, чтобы видеть клип Clip02.avi.

2. Выделите музыкальный клип на дорожке Audio 2 (Звук 2).

3. Установите курсор текущей позиции редактирования на несколько секунд левее начала клипа Clip12.avi.

4. Перейдите на вкладку Audio Mixer (Звуковой микшер).

5. В раскрывающемся списке в верхней части группы элементов управления Audio 2 (Звук 2) выберите пункт Touch (Прикосновение) (рис. 7.10).

Рис. 7.10. Выбор режима автоматизации

Перед выполнением дальнейших действий прочтите описание следующих практических шагов, чтобы потом не отвлекаться.

1. Включите воспроизведение последовательности, нажав кнопку Play (Воспроизвести) на экране Program (Программа).

2. Установите указатель мыши на ползунке уровня громкости, расположенном в группе Audio 2 (Звук 2) вкладки Audio Mixer (Звуковой микшер), и будьте готовы к его перемещению.

3. Как только курсор текущей позиции окажется перед началом клипа Clip12.avi, переместите ползунок чуть ниже и удерживайте его в этом положении.

4. Отпустите ползунок незадолго до окончания клипа Clip12.avi. Ползунок сам вернется в исходную позицию.

Вышеописанный способ требует навыка и внимания, но он незаменим при микшировании длительных звуковых фрагментов, где приходится часто изменять уровень громкости. С первого раза у вас может не получиться – используйте вкладку History (История), чтобы отменить действие, и пробуйте снова.

Рассмотрим, что получилось при микшировании вышеописанным способом.

Щелкните на кнопке Show Keyframes (Показать ключевые кадры), расположенной в области заголовка дорожки Audio 2 (Звук 2), и в появившемся контекстном меню выполните команду Show Track Keyframes (Показать ключевые кадры дорожки) (рис. 7.11).

Рис. 7.11. Контекстное меню выбора режима отображения ключевых кадров

Вышеописанный способ микширования подразумевает изменение громкости не отдельного клипа, а всей звуковой дорожки. На дорожке Audio 2 (Звук 2) в области клипа Clip12.avi вы увидите несколько ключевых кадров (рис. 7.12).

Рис. 7.12. Ключевые кадры дорожки Audio 2 (Звук 2)

Первые ключевые кадры (их, скорее всего, несколько) были созданы при перемещении ползунка громкости вниз. На протяжении следования этих кадров график громкости снижается. Когда вы удерживали ползунок в одной позиции, ключевые кадры не создавались – линия графика громкости горизонтальна. В момент, когда вы отпустили ползунок, был создан ключевой кадр, ползунок начал возвращаться в исходную позицию, а громкость – увеличиваться, о чем свидетельствует поднимающаяся линия графика громкости. Как только ползунок громкости вернулся в исходное положение, был создан последний ключевой кадр, после которого громкость остается неизменной.

Используя данный способ микширования, можно воспроизводить проект и на слух регулировать громкость звуковой дорожки на разных участках. Например, на протяжении всего фильма или фрагмента приглушать музыку во время воспроизведения диалогов и увеличивать громкость музыки там, где это предусмотрено сценарием фильма.

Попробуйте несколько раз уменьшить громкость музыки на участке клипа с именем Clip12.avi, отменяя при этом ранее произведенное микширование, пока не добьетесь, чтобы громкость музыки в начале клипа Clip12.avi плавно уменьшалась, а в конце – увеличивалась.

Теперь в качестве самостоятельной работы попробуйте изменить громкость звукового сопровождения клипа Clip12.avi, расположенного на дорожке Audio 1 (Звук 1), так, чтобы громкость двигателя вертолета плавно нарастала в начале клипа и так же плавно убывала в конце. Добейтесь, чтобы появление и исчезновение звука двигателя вертолета в созданной вами перебивке не было резким.

Автоматизация микширования средствами вкладки Audio Mixer (Звуковой микшер)

Микширование средствами элементов управления вкладки Audio Mixer (Звуковой микшер) может происходить в нескольких режимах. Метод создания ключевых кадров определяется режимом, выбранным в верхней части группы элементов управления каждой звуковой дорожкой на вкладке Audio Mixer (Звуковой микшер). Можно выбрать один из следующих режимов микширования:

Off (Выключено). Звуковая дорожка будет воспроизводиться с громкостью, установленной на вкладке Audio Mixer (Звуковой микшер). Все ранее сделанные изменения в громкости дорожки игнорируются;

Read (Чтение). Попытки изменить уровень громкости не приведут к созданию ключевых кадров и, как следствие, к изменению громкости звуковой дорожки;

Latch (Защелка). Ключевые кадры создаются только при изменении уровня громкости. В этом режиме можно изменить баланс звуковой дорожки, уровень громкости которой был изменен ранее. К ключевым кадрам, в которых происходит изменение уровня громкости, добавятся новые ключевые кадры, в которых будет изменяться баланс;

Write (Запись). Происходит безусловное создание новых ключевых кадров, а все ранее созданные на этом участке звуковой дорожки ключевые кадры удаляются;

Touch (Прикосновение). Работает так же, как и режим Latch (Защелка). Отличие заключается в том, что в режиме Touch (Прикосновение) регуляторы, расположенные на вкладке Audio Mixer (Звуковой микшер), автоматически возвращаются в исходные позиции, как только вы их отпустите.

В процессе микширования звука можно использовать любой из вышеперечисленных режимов. Режим Touch (Прикосновение) удобен при изменении громкости на короткий период, при этом громкость вернется к первоначальному уровню, как только вы отпустите соответствующий регулятор. Режим Latch (Защелка), наоборот, хорош при изменении громкости на длительных фрагментах, так как при нем нет необходимости удерживать регулятор громкости – он остается в установленном положении и не возвращается на место, как в случае использования режима Touch (Прикосновение).

В следующих проектах, которые вы будете создавать самостоятельно, при микшировании звука попробуйте использовать вкладку Audio Mixer (Звуковой микшер) и разные режимы. С опытом вы убедитесь, что это очень удобно.

На вкладке Audio Mixer (Звуковой микшер) над ползунками громкости расположены регуляторы звукового баланса. Вращая их, можно сместить баланс звуковой дорожки в правый или левый звуковой канал. При этом также можно создавать ключевые кадры в одном из вышеперечисленных режимов микширования.

На разных этапах микширования, особенно когда проект содержит несколько одновременно звучащих клипов, может возникнуть необходимость временно заглушить одну звуковую дорожку или, наоборот, все звуковые дорожки, кроме одной, чтобы сконцентрироваться на ее звучании. Для этого предназначены кнопки, расположенные над ползунком громкости:

Mute Track (Заглушить дорожку) (на кнопке изображен динамик) выключает громкость звуковой дорожки соответствующей группы. Если нажать кнопку Mute Track (Заглушить дорожку) в группе Audio 1 (Звук 1), будет заглушена дорожка Audio 1 (Звук 1), а кнопка Mute Track (Заглушить дорожку) зафиксируется в нажатом положении. Чтобы вновь включить звук заглушенной звуковой дорожки, следует нажать кнопку Mute Track (Заглушить дорожку) повторно;

Solo Track (Соло-дорожка) (кнопка с изображением трубы) выключает громкость всех звуковых дорожек проекта, кроме дорожки соответствующей группы. Если нажать Solo Track (Соло-дорожка) в группе Audio 2 (Звук 2), громкость всех звуковых дорожек проекта, кроме дорожки Audio 2 (Звук 2), будет выключена.

Изменение баланса

При создании фильма со стереофоническим звуковым сопровождением важную роль играет звуковой баланс. Стереофонический звук выводится через две колонки, расположенные перед зрителем на некотором расстоянии друг от друга (это могут быть и динамики телевизора, расположенные слева и справа экрана). При изменении баланса громкость звука смещается из одного динамика в другой, придавая объем звуковому сопровождению фильма. Например, если в фильме есть сцена с проезжающим слева направо автомобилем, звук мотора машины также смещается из левого динамика в правый. Это дает зрителю ощущение, что он находится в центре событий сцены.

В данном проекте есть клип с автомобилем (Clip04.avi), который в начале фильма находится в центре кадра, затем смещается в левую его часть, а затем снова в центр. Сместим баланс звукового сопровождения клипа Clip04.avi в соответствии с положением машины в кадре.

1. Раскройте группу Audio Effects (Звуковые эффекты), расположенную на вкладке Effects (Эффекты).

2. Раскройте группу Stereo (Стерео), расположенную в группе Audio Effects (Звуковые эффекты). На вкладке Effects (Эффекты) появится список звуковых эффектов, доступных для клипов со стереофоническим звуком (рис. 7.13).

Рис. 7.13. Звуковые эффекты группы Stereo (Стерео)

3. Выделите клип Clip04.avi в последовательности.

4. Перейдите на вкладку Effect Controls (Управление эффектом).

5. Перетащите эффект Balance (Баланс) с вкладки Effects (Эффекты) в группу Audio Effects (Звуковые эффекты) вкладки Effect Controls (Управление эффектом).

6. Раскройте группу эффекта Balance (Баланс) на вкладке Effect Controls (Управление эффектом), а затем – параметр Balance (Баланс), чтобы отобразить ползунок для изменения баланса.

7. Установите курсор текущей позиции редактирования на начало клипа с именем Clip04.avi.

8. Нажмите кнопку Toggle Animation (Включить анимацию) слева от параметра Balance (Баланс), чтобы разрешить создание ключевых кадров. На монтажном столе вкладки Effect Controls (Управление эффектом) появится ключевой кадр.

9. Переместите курсор текущей позиции редактирования в точку, где автомобиль находится в левой части кадра (эта точка расположена примерно через 35 кадров после начала клипа).

10. Переместите ползунок параметра Balance (Баланс) влево так, чтобы параметр Balance (Баланс) был равен примерно –80 (отрицательное значение баланса говорит о смещении звука в левый канал).

11. Переместите курсор текущей позиции редактирования приблизительно на середину Clip04.avi. В этом месте клипа автомобиль вновь расположен по центру кадра.

12. Переместите ползунок параметра Balance (Баланс) в среднюю позицию. Параметр Balance (Баланс) должен быть равен нулю. Это означает, что громкости левого и правого каналов одинаковы.

На монтажном столе для параметра Balance (Баланс) должны быть созданы три ключевых кадра и график изменения баланса. Вначале линия графика поднимается вверх, что говорит о смещении баланса влево, после второго ключевого кадра линия спускается, а после третьего – горизонтальна (рис. 7.14).

Рис. 7.14. График изменения баланса

Воспроизведите часть последовательности с клипом Clip04.avi. Звук мотора автомобиля теперь соответствует положению машины в кадре. Увеличьте расстояние между колонками или воспользуйтесь наушниками, если разница не чувствуется. Можете также временно заглушить дорожку с музыкальным сопровождением, чтобы ее звучание не отвлекало вас.

При создании будущих проектов старайтесь оживлять звуковое сопровождение фильма, смещая баланс в соответствии с событиями в кадре. При этом не следует полностью смещать баланс в один из каналов – это звучит неестественно. Даже если источник звука находится справа, человек слышит звук и левым ухом, но чуть тише. Учитывайте это при работе над звуковым сопровождением.

В повседневной жизни звук окружает нас повсюду. Выходя на улицу, вы одновременно слышите шум машин, голоса играющих детей, музыку, доносящуюся из окна неподалеку, и т. д. При этом вы можете спокойно разговаривать с собеседником – посторонние звуки вам не мешают. Это звуки, к которым вы привыкли. Они смикшированы естественным образом (громкость этих звуков сбалансирована, если только вы не пытаетесь разговаривать по телефону рядом с ревущим реактивным самолетом) и доносятся с разных сторон.

Представьте теперь, что вы будете слышать, если добавите несколько разных звуковых фрагментов (диалог, музыку, шум автомобиля или ветра) в проект и разместите их на одном участке последовательности. Вы не будете довольны звуковым сопровождением таких фрагментов последовательности. Однако при просмотре любого художественного фильма вы слышите множество различных звуков – звонок телефона, скрип двери, голоса актеров, звуки падающих предметов и т. д. При этом многие звуки вы слышите одновременно, но они не режут слух. Это происходит потому, что при монтаже звукового сопровождения фильма была правильно выбрана громкость для каждого звука, а если фильм содержит стереофонический или объемный звук, то и их баланс.

Вы можете свести воедино все звуковые дорожки, когда вы уже: завершили работу над содержательной частью ленты, определили место музыкального сопровождения, рассортировали дорожки диалогов с тем, чтобы облегчить синхронизацию, записали и определили место дикторского текста, провели монтирование звуковых эффектов и атмосферных шумов, составили схему балансировки звука.

На эту тему можно было бы написать отдельную книжку, так что ниже приводится перечень лишь основных шагов, которые вы должны будете сделать, а также некоторые упрощающие этот процесс инструкции.

Балансирование звука определяет следующее:

1) Установка соотношений по силе звука, например, между записью голоса одного из персонажей на переднем плане и фоновым шумом автобусной остановки на заднем.

2) Преобразование силы звука: уменьшение или увеличение силы звука так, чтобы, избегая наложений, можно было использовать новые компоненты, такие, как голос диктора, музыку или диалоги.

3) Выравнивание: фильтрация и обработка отдельных звуковых дорожек, осуществляемая или для приведения в соответствие с другими дорожками, или для обеспечения лучшей слышимости и комфорта при прослушивании.

Например, режущий слух шум, производимый грохочущим транспортом, может быть смягчен, если несколько срезать низкие частоты, оставляя без изменения начальный диапазон.

4) Оформление звукозаписи: введение таких приемов, как эхо, «голос по телефону» и т.д.

5) Совершенствование диапазона звука: компрессор сокращает широкий динамический диапазон до размеров, допустимых в теле трансляции; ограничитель оставляет без изменений основной диапазон, но сводит вершины громкости звука к среднему уровню.

6) Звуковая перспектива: выравнивание и работа над диапазоном звука в определенной мере способствуют и появлению звуковой перспективы.

7) Создание эффекта многомерного звукового пространства. Распределение стереоканалов: для создания эффекта пространственной отдаленности при работе над стерео дорожкой или дорожкой, совмещающей различные звуки, различные компоненты звука следует помещать на различные звуковые тракты.

8) Очистка от ненужных шумов: применение системы Долби по сокращению шумов, а также других подобных систем помогает свести к минимуму шипение, которое раздается в не сопровождаемых другими звуками эпизодах фильма.

Вдумчивая заинтересованность, с которой зрители смотрят хороший фильм, может быстро исчезнуть из-за резких колебаний уровня, качества и типов звукового оформления. За исключением моментов, которые и должны вызывать шок, звуковое сопровождение фильма призвано способствовать переключению внимания зрителей на следующий объект. Единственный способ, которым можно этого добиться - распределить фрагменты звукозаписи в шахматном порядке между двумя или более дорожками.

Работая и над кинолентой, и над видеофильмом, вы не сможете добиться нужного сочетания звука или подогнать фрагмент звукозаписи с одной дорожки к записи на другой дорожке до тех пор, пока вы не разъедините сами дорожки. Причина этого проста: все изменения по преобразованию частоты требуют времени, и они не могут быть сделаны одним махом в месте соединения двух дорожек.

Подготовка

Звуковые дорожки к киноленте обрабатывать проще, чем звуковые дорожки видеофильма, потому что увидеть, как устроена дорожка киноленты, можно собственными глазами. Каждый фрагмент дорожки исчерчен разноцветными линиями, и вашу работу значительно облегчает то, что вы видите материал, с которым вам приходится иметь дело. Контролировать же точность ваших действий помогает то, что вы можете резать по рамке (1/24 сек.).

Упорядочивание дорожек видеофильма, осуществляемое в результате компьютерного переноса, выглядит как бы более абстрактным, хотя основные рабочие принципы, которые при этом используются, остаются прежними. Если упорядочивание дорожек производится в цифровой форме на экране вашего компьютера будут слева направо появляться указания времени, так что устройство дорожки выглядит в высшей степени наглядно и логично.

Вот о чем следует помнить при микшировании:

1) Небрежное нарезание: внимательно следите за тем, чтобы не отсечь едва слышимый конец убывающего звука или, наоборот, нарастание звука в самом начале. Отрезать можно лишь при включении звука на большую громкость, так, чтобы вы слышали все, что режете.

2) Неудачно преобразованные звуки: поместите раздражающий слух звук на задний план, так, чтобы на переднем плане оказался другой звук (например, дайте его как фон к диалогу или звонку в дверь).

3) Пропуск фрагментов звука: вы можете сократить циклически производимый звук, вырезая один или несколько циклов.

4) Нежелательный фон: если вы имеете дело с записью музыки или какихто других звуковых эффектов, которые привносят свой собственный фон, подрезайте нужный вам отрезок непосредственно перед нарастанием звука и сразу после его ослабления, так, чтобы чужеродный фон не мог проявиться.

5) Акустический эффект: старайтесь вводить и останавливать звук не внезапно, а постепенно. Помните о том, что человеческий слух значительно более чувствителен к началу и окончанию звучания, чем к постепенному его изменению.

6) Логика синхронизации звука: подумайте о том, нет ли возможности изменить силу и перспективу звука тогда, когда меняется ракурс восприятия и у персонажа на экране (например, когда он открывает дверь на улицу).

7) Наложение звука: не забудьте вырезать отрезки с наложением звуков.